Интернет-журнал о джиперах, бездорожье и внедорожниках
Создан в 1999 году.
 
 OFF-ROAD74.RU
Победитель
школа
новости
видео
трофи-рейды
джип-спринты
триалы
экспедиции
ЗАХА
off-road клуб
внедорожники
магазин
автосервис
Продаются внедорожники

Продаются внедорожники
Тебя там ждут!!!

«Уральский внедорожный клуб»
«Тюмень 4х4» 
«Офф-роад клуб» г.Екатеринбург 
Омский клуб 4х4 
«Пермский клуб любителей бездорожья» 
Магнитогорский клуб 4х4 
Ассоциация «Экстрим», г.Екатеринбург 

 

 

[an error occurred while processing this directive]
Rainforest Challenge: вас вызывает Малайзия
фото
Рустам Акиниязов газета «АВТОРЕВЮ»
фото Евгения Шаталова
фото

Джунгли Малайзии – это древнейший тропический лес на планете. Ему больше 130 миллионов лет, и со времен динозавров в нем мало что изменилось. Его английское название rainforest отнюдь не выглядит аллегорией, если знать, что за год в этих местах выпадает в среднем 380 сантиметров осадков. Это, между прочим, почти четыре метра воды. Здесь, в 400 километрах от экватора, не бывает зимы и лета. Есть сухой сезон и сезон дождей, который сейчас как раз начинается. Ноги по щиколотку уходят в жидкую грязь, дождь льет стеной, температура плюс тридцать, а влажность, похоже, все двести процентов. И только теперь до
фото

меня начинает доходить, насколько буквальным было предупреждение в памятке для участников Rainforest Challenge: «Приготовьтесь к тому, чтобы быть мокрым непрерывно, на всем протяжении соревнований...» Дальше в том письме от организаторов приводился длинный список необходимых прививок и лекарств для персональной аптечки, а также перечень одежды и снаряжения, которых, по моему разумению, хватило бы для автономного путешествия вокруг света. Отдельный абзац был посвящен флоре и фауне Малайзии.

Тот, кто составлял это руководство по выживанию, явно получал удовольствие, подробно описывая каждый вид кровососущих паразитов, которыми, если верить, так и кишат здешние леса, и недели в джунглях все меньше и меньше походили на внеплановый отпуск. Другой бы попил разумно: поблагодарил за приглашение, нашел достаточно благовидный предлог, извинился... Но любопытство! Профессиональный недуг снова победил. Уж очень хотелось увидеть Малайзию – судя по тому, что я о ней знал, страну совершенно необыкновенную.
фото

Говоря о малайзийских чудесах, в первую очередь, конечно, вспоминают экономическое чудо. За те два десятилетия, которые Малайзией правит ее нынешний премьер-министр Махатхир Мохамад, страна действительно претерпела чудесные метаморфозы. Железной рукой Мохамад превратил отсталую бывшую британскую колонию, существовавшую в основном за счет экспорта каучука, олова и тропической древесины, в государство с мощной индустриальной экономикой. Куала-Лумпур с его знаменитыми небоскребами, созданное с нуля национальное производство автомобилей, третье место в мире после США и Японии по выпуску электроники и компьютерных комплектующих, лучшая, по мнению многих, трасса Формулы-1... Единственное в мире исламское государство с процветающей экономикой, основанной не на нефти! Страна, последовательно противостоящая влиянию США, выставившая за дверь экспертов Международного валютного фонда и самостоятельно преодолевшая последствия азиатского экономического кризиса.
фото

Коренное население страны — малайцы, которых здесь более половины. Малайцы — мусульмане, и именно они занимают все главные посты в государстве. При этом деловую жизнь страны и основную часть всех ее богатств контролирует китайская диаспора — выходцев из Поднебесной в Малайзии насчитывается около 33 процентов. Президенты крупнейших компаний и банков, владельцы ресторанов и магазинов, вообще большая часть городского населения — китайцы, исповедующие буддизм, конфуцианство или христианство. Немало среди бизнесменов и индийцев — потомки тех, кого привезли когда-то для работы на каучуковых и пальмовых плантациях, составляют 10 процентов населения. И все эти народы и конфессии как-то умудряются жить в мире, согласии и процветать.
фото

В Малайзии крайне низкая преступность, причем непонятно — оттого ли, что все довольны своей жизнью, или из-за строгости действующих законов. Кстати, отправляясь туда, на всякий случай стоит помнить, что ввоз в страну наркотиков карается смертной казнью...

Выстроившего такое необычное государство 75-летнего премьер-министра Мохамада западные обозреватели называют одним из выдающихся политиков современности, сравнивают с де Голлем и Черчиллем и в то же время критикуют за авторитарные методы правления. Он же не только выступает, не стесняясь сильных выражений, против глобализации, американских бомбежек Афганистана и иностранного вмешательства в дела своей страны, но и делом доказывает, что
фото

Малайзия прекрасно может обойтись без помощи Запада. И с первых минут пребывания на территории этой необыкновенной страны в это начинаешь верить.

А пребывание в Малайзии для нас начинается задолго до посадки в аэропорту Куала-Лумпура. Ведь по нормам международного права огромный Boeing 747 компании Malaysian Airlines, на борт которого мы поднимаемся во Франкфурте, является территорией страны, которой он принадлежит. И все вокруг говорит об этом: декор самолета, симпатичные стюардессы в национальных костюмах и даже меню, в котором помимо европейских есть и блюда национальной кухни. Мне и раньше приходилось слышать, что с национальными авиакомпаниями Таиланда, Сингапура и Малайзии не сравнится ни одна европейская или американская авиалиния, и теперь я готов это подтвердить. Аэробус Люфтганзы, на котором мы летели из Москвы, на фоне этого великолепия выглядит как пригородная электричка рядом с вагоном СВ.
фото

За индивидуальным монитором с выбором видеофильмов и компьютерных игр (в экономическом классе!) 14-часовой полет проходит если уж не совсем незаметно, то по крайней мере не слишком утомительно. В зале прилета я вспоминал двухлетней давности статью в Авторевю Лени Голованова, в которой он благосклонно поставил Сепанг (аэропорт малайзийской столицы и находящаяся в нескольких километрах от него формульная трасса носят одно название) в один ряд с франкфуртским аэропортом. Прошу прощения, но рядом со сверхсовременным, суперфункциональным, просторным, идеально чистым Сепангом огромный, суматошный и постоянно ремонтирующийся Франкфурт больше похож на Курский вокзал, честное слово.
фото

Гражданам России для въезда в Малайзию виза не требуется (в отличие, кстати, от Таиланда, который с 2002 года ввел для нас визовый режим). Приветливый офицер осведомился о цели нашей поездки, просиял, услышав слова Rainforest Challenge (оказывается, это событие национального масштаба!), и на этом формальности были окончены. Между тем, пятью минутами раньше мы наблюдали, как его коллега криком заставил подняться с пола и выгнал куда-то в соседнее помещение группу индийцев: процветающая Малайзия вынуждена жестко ограждать себя от незаконных иммигрантов.

Чудеса продолжаются

Через полчаса езды по полупустой шестиполосной магистрали вдали появляются пригороды Куала-Лумпура. Обычно в Азии, как бы ни был красив город, на окраинах все равно царит нищета. Здесь — ничего подобного! Многоэтажные жилые комплексы перемежаются коттеджными поселками. Повсюду идет строительство, дороги пестрят рекламными щитами с объявлениями о продаже новых домов. По ним выходит, что стоимость нового 150-метрового коттеджа на окраине Куала-Лумпура составляет около $25000, причем на эту сумму можно взять банковскую ссуду с рассрочкой до 15 лет. А разговорчивый таксист (благодаря британской системе образования, сохранившейся с колониальных времен, 90 процентов населения страны свободно объясняется на английском) добавил к этой информации, что приличной зарплатой в столице считается 40—50 тысяч ринггитов в год, то есть около тысячи долларов в месяц. Подозревать его в лакировке
фото

действительности нет оснований: хорошо одетые люди, множество новых машин на улицах, огромные супермаркеты — благосостояние малайзийцев не вызывает сомнений.
фото

Кстати, по этой самой причине с мыслями о выгодном шоппинге лучше расстаться: цены на все, включая выпускаемую в стране электронику, не только не ниже, но, пожалуй, повыше, чем в Москве. Но тем сильнее шокируют тарифы в отелях! Четырехзвездочный Eastin Hotel, в котором располагается штаб Rainforest Challenge, — это роскошная 20-этажная гостиница с четырьмя ресторанами, бассейном и фитнес-центром. Халат в номере, макси-мини-бар, роскошный завтрак... Знаете, во что обходятся сутки? Я бы не поверил, если бы своей рукой не подписывал счет: 50 долларов США! Да, чуть не забыл: плюс бесплатный скоростной доступ в Интернет прямо из номера. Фантастика!
фото

Жесткая рука государства незримо присутствует повсюду и ощущается в самых разных ситуациях. Например, чтобы уехать из аэропорта на такси (вскоре между Сепангом и центром города будет пущен и скоростной поезд), нужно приобрести в специальной кассе ваучер с фиксированной стоимостью и уже с ним идти на стоянку. Обычное такси обходится в пересчете в $26, а повышенной комфортности — Mercedes E-класса — в $32. И никаких «частников», вымогающих у туристов деньги! Здесь думают о том, каким будет первое впечатление гостей от страны...

Или взять, к примеру, обмен валюты. Курс местного ринггита не меняется уже несколько лет. Жесткий валютный контроль — одна из мер, предпринятых кабинетом министров для борьбы с последствиями кризиса. Где бы вы ни меняли свои деньги — в банке, в аэропорту или в отеле, — вы всегда получите за 100 долларов ровно 376 ринггитов. Чертовски удобно!
фото

Что такое RFC?

В изысканном вестибюле отеля царит суматоха. Люди в одежде цвета хаки, мало похожие на постояльцев подобного заведения, снуют туда-сюда с рюкзаками, канистрами и прочими столь же неуместными здесь предметами. Подземный гараж заполонили огромные, ярко раскрашенные внедорожники, потеснив испуганно стоящие по углам дорогие лимузины. Идет техническая комиссия, регистрация участников и погрузка снаряжения. Завтра утром — старт.
фото

Пора рассказать о том, что же такое Rainforest Challenge. Это внедорожное соревнование в джунглях Малайзии, проводившееся в минувшем году уже в пятый раз. По словам его основателя и бессменного организатора Луиса Ви, Rainforest Challenge стал крупнейшим международным состязанием такого рода после того, как перестали проводить Camel Trophy. В нынешнем году RFC — это 800 километров по территории штата Паханг, из которых 320 приходится на тяжелое бездорожье: заброшенные лесовозные дороги и заросшие тропы в джунглях. Плюс 38 спецучастков, по времени прохождения которых и количеству набранных штрафных баллов будет определяться победитель. Конвой RFC'2001 — это 55 «боевых» экипажей из 16 стран мира, плюс еще столько же специально подготовленных машин для перевозки официальных лиц, судей и журналистов. И в том числе впервые — делегация из далекой России. Нас трое: зачинщик и главная движущая сила этой вылазки, известный московский джипер Владимир Конодо, организатор внедорожного трофи-рейда ЗАХА из Челябинска Евгений Шаталов и ваш покорный слуга — решительно ничего не смыслящий в офф-роуде журналист Авторевю. Поскольку ребята выступают здесь в качестве официальных наблюдателей (возможно, российская команда примет участие в RFC на следующий год), а я — в качестве представителя прессы, участия в
фото

соревнованиях мы не принимаем. Нам выделен Land Rover Defender 110 с водителем, который и повезет нас в конвое вместе со всеми участниками. «Не бойтесь, скучно не будет», — говорит нам Луис тоном, подразумевающим, что «мало не покажется». И мало, действительно, не показалось. По крайней мере, мне.
фото

Книга джунглей

Первая ночевка в джунглях — «сухая», и проходит она сравнительно спокойно, если не считать того, что под вечер, на «рюмочку чая» к нам забредает коллега-журналист из Голландии и весь вечер травит байки из своего богатого тропического опыта. Тут и рассказ о человеке, которого задушил и наполовину проглотил гигантский питон (голландец клянется, что своими глазами видел фотографии), и предупреждение о куда меньшей неприятности: местных пиявках, которые живут в грязи, заползают в ботинки и, взобравшись по ноге вверх, кусают там, где теплее... «Страшного-то ничего нет, нужно просто прижечь ее сигаретой, и она сама отвалится». И вот представьте себе: мы лежим на открытом воздухе, под одним лишь тентом, закрепленным на крыше Ленд Ровера, тьма вокруг кромешная, джунгли кишат миллионами насекомых и еще бог знает каких тварей, каждая из которых исполняет свою ночную песню, а неподалеку, по заверениям бывалых, могут бродить и слоны, и
фото

носороги, и даже тигры... Конечно, никакие рассказы не могут начисто отбить сон у здорового и к тому же сильно уставшего за день человека, но даже
фото

такая рядовая процедура, как поход в туалет за двести метров от лагеря, становится серьезным испытанием для психики.

С утра началось. Дождь пошел еще ночью, и первые же машины, отправившиеся на спецучастки, превратили дорогу в сплошную грязевую ванну. Зубастые шины Simex (малайзийский производитель покрышек для экстремального бездорожья — генеральный спонсор соревнований) позволяют машинам сравнительно легко передвигаться по этой каше, но идти по ней пешком — сущее наказание. На каждый ботинок тут же налипает по десять килограммов грязи, и ходьба становится похожа на передвижение космонавта по планете с высокой силой тяжести. Грязного, чудовищно грязного космонавта... Кстати, хотите, поделюсь секретом, подсмотренным у одного английского фотографа? Если идет сильный дождь, а вам нужно снимать, помочь может одноразовая пластиковая шапочка для душа, заблаговременно прихваченная из номера отеля. Наденьте ее сверху на камеру и объектив — и прозрачный водонепроницаемый чехол для аппаратуры готов. Кстати, тот англичанин был совершенно лысым и как-то позже поделился, что ему иногда бывает трудно объяснить горничной в отеле, зачем ему каждый день нужна новая шапочка для душа.
фото

Спецучастки в соревнованиях подобного рода трудно назвать зрелищными. Хотя организаторы и стараются максимально их разнообразить, возможности изначально ограничены условиями местности. Чаще всего это преодоление на время моста из бревен или другого препятствия — например, брода. Тактика участников различается, но для не посвященного в тонкости внедорожной езды все выглядит одинаково: машина на максимально возможной скорости влетает в реку, выскакивает носом на противоположный берег, вязнет, некоторое время буксует, после этого медленно и печально извлекается оттуда при помощи лебедки. В лучшем случае своей, в худшем — чужой, а то и двух-трех. При этом понятно, что условия для первой машины одни, а, к примеру, для сороковой, когда склон уже полностью перепахан, — совсем иные. Поэтому спортивным результатом озабочены только несколько лидирующих экипажей, остальные же понимают, что призы им не светят, расслабляются и стараются получить удовольствие.

Десять дней, десять ночей

Мы движемся в глубь полуострова по старым лесовозным дорогам. Караван идет медленно — то и дело приходится ремонтировать очередной мост из бревен. Когда-то здесь ходили грузовики, нагруженные огромными стволами тропических деревьев. Но в джунглях все меняется даже после одного дождя: образуются промоины, оползни, и дорога становится
фото

непроходимой. А за два-три года она может зарасти так, что ее и не найдешь. Хороший пример того, насколько враждебна природа в этих местах, — прокладка скоростной магистрали от Куала-Лумпура через джунгли до приморского Куантана, конечного пункта нашего путешествия. Ее строят уже несколько лет и изначально планировали сдать в прошлом году, но каждый сезон дождей отбрасывает дорожников на полгода назад. Размывается подсыпка, идет эрозия почв... График пришлось серьезно корректировать, и теперь закончить работы планируется только через шесть лет!

Описывать все десять дней, что мы провели в джунглях, было бы слишком долго, да и бессмысленно. В общем-то, они были похожи один на другой, наполненные работой или, что гораздо хуже, томительным ожиданием — когда колонна участников уходила туда, куда автомобили сопровождения пробиться не могли. Происшествия, слава богу, были мелкими: кто-то сломал ногу, кого-то укусила какая-то злобная муха, несколько умельцев перевернули свои джипы, без особых, впрочем, последствий.

В лидеры с самого начала вырвались новички RFC, но весьма известные у себя на родине молодые австралийцы Стивен Тжепкема и Хади Хадсон, у которых был великолепно подготовленный Range Rover Classic с форсированным мотором объемом 4,6 л. Благодаря сумасшедшей тяге роверовского двигателя и практически безошибочному пилотированию Стива они не оставили конкурентам ни одного шанса, хотя за ними отчаянно пытался угнаться местный экипаж, чья старенькая на вид Toyota Land Cruiser была тоже подготовлена по высшему разряду и оснащена трехлитровым турбомотором от спортивной модели Supra. Третьим стал британский экипаж Саймон Бак/Мэтгью Джон Кук — у них был такой же Range Rover, как у австралийцев, но с укороченной базой.
фото

Ты сделал это! Повторишь?

В последние дни чувствовалось — все устали, И физически, и морально. Все-таки людям, крепко испорченным цивилизацией, столь продолжительное слияние с природой противопоказано. Уверен, не одного меня под конец поддерживали лишь мысли о том, что скоро можно будет выспаться на мягкой кровати в кондиционированном гостиничном номере, принять ванну, выпить чашечку кофе... И заказать в ресторане огромный бифштекс!
фото

Организаторы RFC — люди опытные. И, конечно же, они не случайно выбрали для финальных спецучастков великолепные пляжи отеля Swiss Garden Resort. Два дня не отравленного ничем отдыха, голубое небо, яркое солнце, пальмы и белый песок, омываемый волнами Южно-Китайского моря... Что еще нужно человеку для того, чтобы, лежа в шезлонге на краю бассейна, он смог сказать себе «ты сделал это!», забыть обо всех своих мучениях и оставить в памяти только хорошее? В этот благостный момент в нем начнет зреть решение, которое снова заставит его готовиться целый год, платить немалые деньги — и все ради того, чтобы 12 месяцев спустя опять оказаться по уши в грязи посреди малайзийских джунглей. Ну нет, думал я, меня на это не купишь. Пусть в следующем году в джунгли едет кто-нибудь помоложе и покрепче.

Однако, скажу вам честно, в холодной Москве, когда верстался этот номер, я был уже не прочь...

Rainforest Challenge 2001

Российская команда вернулася из Малайзии, где учавствовала в международных соревнованиях внедорожников в качестве наблюдателей.
 
 
 
 

программирование
Андрея Попова
© 2001–2011

design by
Анна Данилова © 2001


Наверх
Назад
Написать письмо
На первую страницу